«Когда я обратился с вопросом по этому поводу к нынешнему главному архитектору г. Керчи Анатолию Александровичу Сальникову, то он пояснил:
— В те годы городскую архитектуру возглавляли главный архитектор Владимир Петрович Солодов и его заместитель Владимир Николаевич Глотов. Вот в этом самом кабинете я был свидетелем телефонного разговора Солодова с Киевом, кажется, с руководством Госстроя. Оттуда звонили о том, чтобы снести здание „таможни“ с целью расширения дороги и открытия пространства к морю. Владимир Петрович всячески возражал этому…
— А Глотов В. Н. писал письма с протестом во все инстанции, но... увы! — подчеркнул архитектор Николай Николаевич Власенко».
Возможно, именно за попытки оспаривать распоряжения республиканского центра В. П. Солодов был вскоре уволен, хотя формально его обвинили в пьянстве и прогулах. А генеральный план застройки Керчи, рассмотренный в Госстрое и Совете Министров Украинской ССР в середине 1983 и утверждённый в 1984 году, не включал историко-градостроительного опорного плана: задача сохранения архитектурно-исторического наследия просто не ставилась.
«Союзреставрация» всё же выполнила работу, но уже в рамках заказа Керченского государственного историко-культурного заповедника, образованного в 1987 году на базе историко-археологического музея. Было подготовлено шесть метровых подрамников с цветными картами, на которых были обозначены подлежащие охране зоны и объекты Керчи, а также 4-томная сопутствующая научно-проектная документация. В 1990 году проект охранных зон памятников истории и культуры Керчи был рассмотрен на Научно-методическом совете по охране памятников Министерства культуры СССР, на котором присутствовали видные археологи, архитекторы, историки, представители союзных научных учреждений.
Работа получила очень высокую оценку, и комиссия рекомендовала использовать её в качестве эталона для других исторических городов. Ввиду общесоюзного культурного значения Керчи, отмечалось, что при развитии города крайне важно опираться на эту ценную работу, в которой достигнут баланс между историко-градостроительной, археологической и природно-ландшафтной составными частями. Для предотвращения дальнейших утрат исторической застройки предлагалось как можно скорее согласовать проект на самом высоком уровне и положить его в основу нового генерального плана Керчи. К сожалению, этот опорный план не был тогда утверждён в Министерстве культуры СССР, даже предложение по изданию научного исследования в виде монографии не было реализовано. А вскоре произошёл раздел Советского Союза, и многолетние усилия учёных не смогли остановить дальнейшее уничтожение исторического облика Керчи.
В 1990-е годы были снесены, например, бывший кинотеатр «Ударник» (ранее — гимназический Благовещенско-Николаевский храм), даже вопреки подписанному 25 декабря 1991 года договору о возвращении этого здания Православной Церкви; бывший кинотеатр «Родина» (ранее — лютеранская кирха); а по решению Крымоблисполкома был отселён и снесён живописный Почтовый переулок, где в частности находился дом известного русского художника Никанора Григорьевича Чернецова (1804–1879). Всё это невосполнимые утраты для истории и облика Керчи, которая при этом даже не получает взамен достойных зданий, не говоря уже о сохранении преемственности с разрушенными объектами городской среды.
В 2007 году на пустопорожний участок дома Домгера по заказу предпринимателя Павловского в фирме А. А. Сальникова-младшего был разработан эскизный проект гостиницы, напоминающей архитектурный образ былого здания, под него застройщик и получил земельный участок. Идея состояла в том, чтобы придать морскому фасаду современный вид, сохранить со стороны церкви исторический облик и колоннаду на углу. Проект остался на уровне первой проработки, которая далека от того, чтобы претендовать даже на стилистическое сходство с утраченным памятником, но даже на том этапе он наголову превосходит нынешний.

Предпроектное предложение А. А. Сальникова-младшего, выполненное по заказу предпринимателя Павловского, 2007 год
В 2010 году господин Павловский обратился в киевский Научно-исследовательский институт истории архитектуры и градостроительства с заказом на разработку историко-градостроительного обоснования на развлекательный комплекс. На тот момент он уже представил другие эскизы — харьковского архитектора, не имеющего малейшего понятия об истории и архитектуре Керчи и предложившего построить здание в «современном» стиле из стекла и бетона (архитектура, характерная для европейской провинции в 1960-е годы).
Институт уговорил заказчика разработать на этой стадии два варианта — один под имеющийся проект, а второй под воссоздание фасадов снесённого дома с современным интерьером. Архитектор НИИИАГ Сергей Борисович Юрченко подчеркнул, что это место очень важно для центра Керчи и выступает градоформирующим акцентом: будучи расположенным на пересечении нескольких улиц, оно замыкает на себя их перспективы, к тому же оно формировало морской фасад Керчи, а значит и силуэт города. Он также был убеждён, что в процессе согласования обоснования государственная служба утвердит именно второй вариант с историческим обликом. Но никакого сотрудничества не получилось.
Все востребованные владельцем площади легко могут разместиться в пятне дома Домгера, поэтому вопрос с застройкой места необходимо решить в пользу проекта с восстановлением исторических фасадов. Если бы на месте дома Домгера было выстроено столь же архитектурно-богатое, исторически и градостроительно оправданное здание, это могло бы отчасти исправить преступную ошибку прошлого, но мы живём в период, когда за одной ошибкой следует ещё более грубая, способная навсегда перечеркнуть связь времён, уничтожить неповторимость города, сделать Керчь безликой или даже изуродовать её облик и среду проживания".
Керчане Владимир и Константин Ходаковский считают, что место дома Домгера лучше оставить до времени пустым, чем застроить так, как хочет предприниматель Павловский: по крайней мере, панорама морского залива, Ак-Бурунского мыса и будущего керченского моста не будет ничем закрыта со стороны храма Иоанна Предтечи и центральной площади.
В статье использованы иллюстрации и материалы из фондов Восточно-крымского историко-культурного музея-заповедника и архива А. А. Сальникова. Авторы благодарят за консультации В. Ф. Санжаровца, С. Б. Юрченко, А. А. Сальникова, В. П. Толстикова, А. В. Носкова, С. А. Шестакова, Р. Г. Синенко.
Начало статьи
Если Вы стали свидетелем происшествия, или знаете о предстоящем событии, а также располагаете интересными фотографиями,
звоните
+7-(978)-853-94-44,
пишите info@kerch.com.ru и Ваша информация появится на сайте KERCH.COM.RU.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
ВКонтакте,
Одноклассники,
YouTube,
Telegram