<Материал подготовил: Магистр архитектуры А.А. Сальников-младший.
<В результате нашествия гуннов, города и поселения Боспора были разорены, а многие из них обезлюдели и прекратили своё существование. Это было концом Боспорского царства, Боспором стал называться сильно сократившийся Пантикапей. Сам город теперь располагался в прибрежном районе, и на территории древнего центра и акрополя распространился некрополь.
Однако жизнь в городах, окружавших Боспор не прекращалась вплоть до второй половины VI в. В это время Византий стал проявлять интерес к Восточной Таврике. В результате политических и военных действий при Юстине (518-527) Боспор и, по-видимому, окружавшие его поселения были включены в состав Римской империи. В 535 г. приемник Юстина Юстиниан I “укрепил стенами Боспор”. Остатки стен VI в. на Боспоре археологически никак не прослеживаются. Вполне вероятно, что они охватывали некоторую часть приморской низменности в мысовой части у склона горы Митридат. Возможно, что их северный и южный участки тождественны стенам у магазина княгини Голицыной и у старой таможни из “Описания” Дюбрюкса.
В 60-е гг. VI в. в Северное Причерноморье пришли полчища хазар. Неизвестно, какой характер носило завоевание Таврики хазарами, но скорее всего, это было вторжение, нарушившее все экономические и культурные связи и приведшие область к разорению.
В конце VIII - начале IX в. по всей восточной Таврике и на Тамани возникает целый ряд уже новых салтово-маяцких поселений. Хазары же в это время отступили за Дон. На территории современной Керчи материал Салтово-Маяцкой культуры выявлен в городищах Тиритака, Мирмекий, Боспор, на поселении у посёлка Сипягино и севернее посёлка Подмаячное. Культура этих поселений не была целиком привнесенной и сохраняла в себе черты местных традиций. Её носители находились в тесном общении с населением Средней Азии, Приазовья и Северного Кавказа.
В конце IX-X вв. сюда пришли печенеги. Жизнь на многих поселениях резко обрывается. В конце X в. эта территория вошла в состав русского Тмутараканского княжества, основанного князем Владимиром после покорения им Херсонеса в 988 г. Боспор, единственный из известных нам уцелевших после печенегов город, стал называться Корчевом.
Раскопками на нынешней площади Ленина, к северу от церкви Иоанна Предтечи, открыт мощный культурный слой древнерусского Корчева, с хорошо сохранившимися кладками и вымостками улиц. Район имел регулярную планировку, градостроительно связанную с церковью, сооружение которой относится, скорее всего, к началу X в. У абсид церкви найдены могилы некрополя Корчева. Границы Корчевского городища до сих пор не установлены; возможно, оно соответствовало городу юстиниановых времён.
Новое нашествие половцев отрезало Тмутаракань от остальной Руси, и в начале XII в. она исчезает из русских летописей.
В XIII в. половцев вытесняют татары, осевшие по берегам Азовского моря и в Крыму. Около 1260 г. хан Йогай предоставил право торговать в Крыму венецианским и генуэзским купцам, и в 1318 г. генуэзцы строят в Боспоре (Воспро, Пандико, Черкио из итальянских источников) замок Герзет. Генуэзцы отремонтировали античный мол и возвели непосредственно рядом с ним, на самом мысу, небольшой замок, отделявшийся от суши неглубоким рвом и имевший в плане форму трапеции с четырьмя круглыми башнями по углам.
У стен генуэзской крепости существовал мусульманский город (по рукописям мусульманских авторов - Карз, аль-Карш или Кард). церковь Иоанна Предтечи в XIII в. была превращена в мечеть.
Во второй половине XV в. на территорию Керчи пришли турки. В 1477 г. была взята крепость Герзет. Крымские ханы стали вассалами султана. С этого времени начался новый, турецко-татарский период в истории города. О градостроительном освоении ландшафта Керчи в этот период нам дают представдение планы, снятые в 1771-1772 гг. при занятии города русскими войсками из армии князя Долгорукого, и “Топографическое описание” этих земель, сделанное в 1774 г. инженер-полковником Томиловым.
Административным центром области стал город Еникале (“Новая крепость”). Крепость была построена в 1706 г., когда после южных походов Петра I Турция ощутила “русскую опасность”.
Керчь этого времени имела характерный облик мусульманского города. По населению она превосходила Еникале: в ней насчитывалось до 670 жилых домов, 9 мечетей, 3 бани и 50 торговых лавок. Территорию нынешней площади Ленина занимала городская крепость. Старый генуэзский замок на мысу служил ей цитаделью, а в линию стены была включена церковь Иоанна Предтечи, обращённая в мечеть. Расположенная под горой, с которой, по выражению Ф.Ф. Вигеля, “весь гарнизон её можно было перебить камнями”, крепость не имела серьёзного боевого значения, но с градостроительной точки зрения она играла неоспоримо важную роль плотного градообразующего ядра среди разреженной застройки предместий. Город был, видимо, заметным пунктом морской торговли с Турцией, Кавказом и Россией. У крепостных ворот (приблизительно между современными зданиями почтамта и универмага) располагался базар с мечетью и фонтаном (предположительно, античным). Вдоль феодосийской дороги (по нынешним улицам Ленина и Пирогова) тянулись кладбища и сады; по курганам, косогорам и на руинах античных крепостных башен стояли ветряные мельницы.
В окрестностях Керчи и Еникале располагались небольшие деревни и хутора или дворы для загона скота (по-видимому на местах ранее существовавших античных усадеб и поселений).
Если Вы стали свидетелем происшествия, или знаете о предстоящем событии, а также располагаете интересными фотографиями,
звоните
+7-(978)-853-94-44,
пишите info@kerch.com.ru и Ваша информация появится на сайте KERCH.COM.RU.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
ВКонтакте,
Одноклассники,
YouTube,
Telegram,
Яндекс.Дзен