28.07.2017 03:39:42
Реклама
Новости из Керчи на Вашем сайте
 Архитектура
Русская Керчь (конец XVIII -начало XIX вв.)
 
  Материал подготовил: Магистр архитектуры А.А. Сальников-младший.  

В 1771 г., во время первой русско-турецкой войны, русские войска под командой князя Долгорукого оккупировали Тавриду. Еникале и Керчь после капитуляции турецкого гарнизона были заняты отрядом генерала Борзова и адмирала Сенявина. В 1774 г. по Кучук-Кайнарджискому мирному договору эти крепости, вместе с прилегающей к ним территорией, были формально закреплены за Россией. Так образовалась особая административно-территориальная единица, позднее (с 1821 г.) конституированная как Керчь-Еникальское градоначальство, управлявшееся лицом с правами губернатора. Граница этой территории проходила от мыса Тархан (Елкен-Кале) через посёлок Булганак, Катерлес, крайний западный курган Митридатской гряды, второй Змеиный курган на гряде Юз-Оба и выходила на берег Керченского пролива у Старокарантинной бухты.

На описываемой территории располагались два города – Керчь и Еникале – шесть посёлков. Эта система поселений и явилась исходной основой той градостроительной структуры, которая теперь называется Большой Керчью. Большая Керчь исторически сложилась как агломерация группы поселений, слившихся в процессе развития. Дороги, соединявшие эти поселения, предопределили трассировку важнейших городских магистралей.
В градостроительном развитии Керчи до 1917 г. можно выделить 4 этапа. Первый охватывает период с 1771 по 1821 г., до открытия в Керчи порта и учреждения градоначальства; второй – с 1822 по 1855г., до начала Крымской войны; третий – с 1856 по 1900 г. (год открытия движения по железной дороге; четвёртый – с 1901 по 1917 г.
На первом этапе характер освоения исследуемой территории определяется её положением пограничного укреплённого района и пункта пограничной торговли. Административным центром оставался Еникале.
В этот период сложились четыре важнейших планировочных направления, по которым впоследствии происходило развитие городского центра: почтовая дорога на Симферополь (ныне улицы Ленина – Пирогова), дорога на Еникале (улица Кирова), дорога на Ак-Бурун, к крепости и карантину (улица Айвазовского) и дорога на Чокракское соляное озеро (улица Свердлова). Первые две дороги сходились у ворот крепости, две вторые – у адмиралтейства (построенного в 1785 г.) и таможни.

В первые годы после присоединения к России население края быстро росло и в короткое время достигло 16 тыс. человек. Однако, после окончательного присоединения Крыма и Тамани (1783 г.), переселенцы, в большинстве своём, покинули эти места, расселившись по всей Тавриде. К 1800 г. население Керчи составляло уже только 1,5 тыс. человек. В 1811 г. выгрузка товаров в местном порту была запрещена, а карантин и таможня закрыты.
К 1820-м годам в результате стабилизации международной обстановки, появления других русских военно-морских баз на Чёрном море и развития укреплений на мысу Ак-Бурун, керченская крепость в черте города утратила своё значение и было решено её упразднить. Вместе с тем, активная политика России на Кавказе и в Закавказье требовала создания в тылу надёжной торгово-экономической базы, а также перемещения ближе к театру действий резиденции органов государственного управления. Эти обстоятельства обусловили очередной подъём Керчи, вступившей в новый, и самый блестящий за весь XIX век, этап своего градостроительного развития.
В 1821 году Александр I издаёт указ об объявлении в Керчи морского порта с восстановлением в нём карантина и таможни и учреждением градоначальства. Одновременно рассматриваются предложения сделать Керчь губернским городом. В связи с этим, в том же 1821 году одесский архитектор Франсуа Шаль, ученик Ш. Персье, разрабатывает проект генерального плана, предусматривавший создание нового города, распланированного в соответствии с принципами градостроительной теории классицизма. План Шаля, несмотря на его несколько абстрактный характер, представляет собой замечательный пример перевода сложившейся планировочной структуры, несущей в себе следы двадцативекового исторического пути, на уровень новой градостроительной концепции, причём как градоформирующие узлы, так и важнейшие планировочные направления исторической структуры сохраняются и получают дальнейшее развитие.
Воронцовская улица
Стержнем плана была главная магистраль (Воронцовская улица, ныне улица Ленина), соединявшая реконструируемый городской центр (крепость) с предложенным в качестве центра новой части города дворцом губернатора с площадью для манёвров перед ним (дворец предполагалось построить в осушенной дельте Мелек-Чесме, примерно на месте нынешнего стадиона). Поворот с Воронцовской улицы на Феодосийскую дорогу дал возможность развернуть здесь классический трезубец магистралей (современные улицы Пирогова, Горбульского и Самойленко), определивший веерную планировку этого района; в точке схождения магистралей была поставлена Троицкая соборная церковь (архитектор Л.И. Шарлемань).
Соборная площадь
В 1826 году из Еникале в Керчь переводятся административные учреждения, однако реализация проекта Шаля на первых порах шла очень медленно. Лишь в конце 1820-х годов, когда в должность градоначальника вступил деятельный и просвещенный И.А. Стемпковский, дело двинулось более быстрым темпом. В 1827 году была снесена средневековая крепость и на её месте, в соответствии с проектом, разбиты две площади – восьмиугольная Предчетенская и полукруглая Таманская на стрелке мысовой части.
 Предчетенская площадь и базар
К 1828 году заканчивается строительство нового адмиралтейства к северу от Предтеченской площади, против современного Кооперативного переулка, и нового карантина (считавшегося по тем временам лучшим в Европе), место для которого было выбрано на городище античного Мирмекия. Карантин с городом соединяет шоссе, вдоль которого возникает слободка карантинных служителей на Безымянном мысу. Таким образом, происходит активизация развития северо-восточного планировочного направления с переносом туда важнейших градообразующих центров.
 
10249 обсудить 23.04.2002
KerchNET TV
июнИюль 2017авг
ПнВтСрЧтПтСбВс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Live KerchNET
Прогноз погоды
  Copyright © 2001-2017, KERCH.COM.RU  Присылайте нам любые вопросы и комментарии
+7-(978)-853-94-44 Сделать страницу стартовой Добавить в Избранное